АИС: Внутренний финансовый контроль

Система внутреннего финансового контроля (ВФК) является одним из элементов финансового менеджмента, осуществляемого в организациях сектора государственного и муниципального управления.
Цель внутреннего финансового контроля — повышение качества финансового менеджмента, минимизация возможного финансового, материального и репутационного ущерба самой организации и публично-правовому образованию, которому она принадлежит.
Задачами внутреннего финансового контроля являются:
• обеспечение соблюдения требований бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы бюджетных правоотношений, внутренних стандартов и процедур осуществления финансового менеджмента;
• достижение установленных или запланированных показателей, характеризующих результаты осуществления финансового менеджмента;
• обеспечение полноты и достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности и отчетности о реализации государственных программ, исполнении государственных заданий, управленческой отчетности.
«АИС: Внутренний финансовый контроль» на базе платформы «1С: Предприятие 8» обеспечивает выполнение требований Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 N 193.
Назначение системы
Программный продукт автоматизирует контроль бюджетных операций, выполняемых участниками бюджетного процесса для:
— предупреждения о событиях, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур (бюджетные риски);
— оперативного выявления нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в соответствии с алгоритмами, реализованными в информационной системе;
— повышения результативности использования бюджетных средств путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.
ПП «АИС: Внутренний финансовый контроль» обеспечивает выполнение следующих функций:
•ведение перечня внутренних бюджетных процедур, определенных Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193, в целях осуществления должностными лицами подразделений Заказчика внутреннего финансового контроля в их отношении (ПП поставляется с заполненным справочником «Бюджетные процедуры»);
•ведение иерархического справочника нормативных правовых актов (в целях возможности детализации НПА до их пунктов/статей/т.д.), на основании которых осуществляется и контролируется исполнение внутренних бюджетных процедур, с целью мониторинга изменений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также положений законов, иных нормативных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств (ПП поставляется с заполненным справочником «Нормативно-правовые акты» федерального уровня, при этом программный продукт обеспечивает внесение ведомственных НПА с возможностью их мониторинга и отслеживания актуальности);
•возможность внесения данных о результатах оценки бюджетных рисков каждым ответственным за выполнение операций;
•ведение перечня бюджетных операций (ПП поставляется с частично заполненным справочником «Бюджетные операции» в части учета: денежных средств учреждения на счетах; денежных средств учреждения, размещенных на депозиты; расчетов с подотчетными лицами по командировочным расходам, связанным со служебными командировками на территории Российской Федерации; в части учета основных средств);
•ведение перечня типовых нарушений (ПП поставляется с частично заполненным справочником «Нарушения» в части учета: денежных средств учреждения на счетах; денежных средств учреждения, размещенных на депозиты; расчетов с подотчетными лицами по командировочным расходам, связанным со служебными командировками на территории Российской Федерации; в части учета основных средств);
•ведение перечня типовых контрольных действий (ПП поставляется с частично заполненным справочником «Контрольные действия» в части учета: денежных средств учреждения на счетах; денежных средств учреждения, размещенных на депозиты; расчетов с подотчетными лицами по командировочным расходам, связанным со служебными командировками на территории Российской Федерации; в части учета основных средств);
•ведение перечня должностных лиц (ПП поставляется с незаполненным справочником «Должностные лица». Справочник заполняется при формировании Бюджетной модели ВФК у Заказчика);
•формирование и ведение перечня процессов (ПП поставляется с незаполненным справочником «Бюджетные процессы»);
•ведение справочников значений критериев «вероятность» и «последствия» (ПП поставляется с заполненными справочниками);
•ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля в каждом подразделении, ответственном за выполнение внутренних бюджетных процедур.
Примеры формулировок нарушений, контрольных действий и уровень детализации бюджетных операций позволит Заказчику самостоятельно расширять зону охвата процессами ВФК всех структурных подразделений.
Функциональные возможности ПО отвечают требованиям Министерства финансов Российской Федерации, исходя из того, что внутренний финансовый контроль в организации – это постоянный формализованный процесс, осуществляемый на основе совокупности правил, процедур и действий, направленных на предупреждение возникновения и минимизацию негативных последствий событий, влияющих на результаты осуществления финансового менеджмента.
Функциональные возможности «АИС: Внутренний финансовый контроль» на базе «1С: Предприятие 8» обеспечивают:
• формирование печатной формы перечня операций с указанием контрольных действий и способов их осуществления, определенных по результатам оценки бюджетных рисков (в соответствии с Приложением 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным приказом Минфина России от 07.09.2016 №356);
• формирование печатной формы карты внутреннего финансового контроля (в соответствии с Приложением 3 к Методическим рекомендациям, утвержденным приказом Минфина России от 07.09.2016 №356);
• формирование печатной формы регистра (журнала) внутреннего финансового контроля (в соответствии с Приложением 4 к Методическим рекомендациям, утвержденным приказом Минфина России от 07.09.2016 №356);
• формирование печатной формы отчета о результатах внутреннего финансового контроля (в соответствии с Приложением 5 к Методическим рекомендациям, утвержденным приказом Минфина России от 07.09.2016 №356).
Перечню бюджетных процедур соответствуют бюджетные операции в привязке к рискам и ответственным за исполнения бюджетной операции, при этом закрепление контроля по подчиненности учитывает права пользователя на внесение изменений в ПО. На основании перечня бюджетных процедур, операций и степени риска по каждой операции в программном обеспечении формируется «Карта внутреннего финансового контроля» (карта ВФК) в соответствии с рекомендациями Приказа N356.
В программном продукте настроены следующие роли (рабочие места):
— роль «Методолог ВФК»;
— роль «Ответственный за формирование контрольных действий от подразделения»;
— роль «Ответственный за оценку рисков по закрепленным операциям»;
— роль «Ответственный за оценку рисков по подчиненности»;
— роль «Ответственный за оценку рисков/верхний уровень»;
— роль «Ответственный за оценку рисков/ внутренний аудитор»;
— роль «Ответственный за формирование контрольных действий»;
— роль «Просмотр документов ВФК».
Функциональность программного продукта позволяет Администратору (куратору):
— информировать руководителя подразделения, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, о необходимости актуализации карт внутреннего финансового контроля в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющих необходимость изменения внутренних бюджетных процедур;
— формировать предложения по составлению (уточнению) перечня мер по повышению качества выполнения внутренних бюджетных процедур на основании полученных данных.
Одной из важных задач внедрения системы внутреннего финансового контроля получателей бюджетных средств является минимизация ошибок по перечню контроля ГРБС. Программное обеспечение настроено таким образом, чтобы добиться снижения уровня ошибок при проведении камеральных проверок. Выполнение данных условий в конечном итоге позволит улучшить показатели финансового менеджмента получателя бюджетных средств.
В случае использования однотипного программного обеспечения у получателей бюджетных средств возможно создание единой системы мониторинга, доступной центральному аппарату ГРБС. Это позволит осуществлять мониторинг подведомственной сети для обнаружения и устранения ошибок в бюджетном учете.